ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ
АНДРЕЙ ПЛАХОВ
Кинокритик, президент ФИПРЕССИ
Велединский снял фильм-перевертыш – и по отношению к "мертвецу" Джармуша, и к "Брату" Балабанова. Здесь нет ни мистического наркоза, ни фатума кровного родства. Брат все же является – но это брат не героя – воина, а актера Чадова, и он по роли не бандит, а священник. При всем изощренном остроумии конструкции фильма, его сила – в лобовом наезде на больную проблему. В этом же и его уязвимость. Опять получается, что мы не часть человечества, а какой-то экспериментальный народ, который сражается непонятно с кем и за что – скорее всего, со своими комплексами.
МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ
Обозреватель газеты "КоммерсантЪ"
Только прирожденный реалист – а Александр Велединский уже давно доказал свою верность реальности и любовь к ней – может создать настоящее сюрреалистическое произведение. Призраки в камуфляже в "Живом" так убедительны именно потому, что они – часть вещного, приземленного, привычного мира. Только режиссер, всерьез озабоченный роковыми вопросами, может говорить о них, избегая фальшивых нот, преувеличенного пафоса. Большая часть "Живого" смотрится почти как комедия с диалогами, прописанными на уровне Тарантино. И тем сильнее трагический эффект фильма, достигающего в финале, чего в российском кино почти не бывает, настоящего катарсиса. "Живой" – один из лучших русских фильмов за много лет, не говоря уже о том, что это, само собой, лучший фильм о войне, идущей не где-то там, на окраине бывшей империи, а ежеминутно и повсеместно.
ВИТАЛИЙ И ВЛАДИМИР КЛИЧКО
Чемпионы мира по боксу в супертяжелом весе
"Этот фильм о сильном парне, настоящем солдате, который даже на гражданке ищет справедливость! "Живой" несет в себе сильный эмоциональный заряд. После просмотра захотелось сделать что-то доброе, светлое.
Очень понравился дуэт братьев Чадовых, нам это особенно близко, потому что сами братья. Картина получилась необычной для современного российского кино, и в этом ее ценность. Этот фильм смотреть надо, чтобы понять себя, чтобы найти ответы на самые жизненные вопросы".
КОНСТАНТИН ЦЗЮ
Чемпион мира по боксу в полусреднем весе
"Мне передали DVD с фильмом "Живой" со словами: это надо посмотреть. Я подумал, ну, раз надо, посмотрю. И я не разочаровался. В картине много юмора, и понятных для многих вещей. Но это верхний слой фильма, след за которым идут важные темы греха, возмездия, справедливости. Сегодня редко кто поднимает подобные вопросы в своем творчестве, и мне было приятно, что русское кино вновь обращается к вечным темам"
ПЕТР ШЕПОТИННИК
Критик, тележурналист
Война не закончилась. Снова "никто не хочет умирать". Снова – "птицы ошалелые летят". Блестящий по режиссуре, точный по актерским попаданиям, резкий, неполиткорректный упрек нагламуренной реальности, под оболочкой которой – "дыра в сердце", незаживающая рана, которую не залижешь, не залечишь. Только так, может быть, и шевельнется что-то внутри у нашего общества, когда ему в лицо – грязными комьями правды – можно бросить вот такое обвинение – мальчик на протезе, освоивший науку смерти, доживает свою сороковину. Неужели непонятно – все переживем, все вынесем – "только бы не было войны"?
ЕЛЕНА АРДАБАЦКАЯ
Редактор отдела кино и телевидения газеты Московский комсомолец
А были ли мальчики?.. Вопрос на все времена актуален как никогда. Что останется от нынешних мальчиков? Что остается нынешним мальчикам? Если повестка в военкомат направила в другую жизнь, которую не увидишь на рекламных плакатах, с которых те, кто остались здесь, делают свою жизнь. И где жизнь настоящая? Там, с автоматом наперевес, под пулями вытаскивая товарища, потому что по-другому нельзя? Или здесь – под огнями большого города, которые только слепят, но не греют, и за тебя все решила Останкинская телебашня – что тебе нельзя и что можно?
Что хорошо: быть сытым и забыть про все, что было с тобой раньше? Или: "закусывать" водку сигаретами и после полковых шлюх не сметь дотронуться до своей довоенной любви? Только вопросы. Одни вопросы. И режиссер Велединский в своем фильме "Живой" ставит их каждым кадром. Данила Багров знал, что делать. Нынешние мальчишки не знают и не понимают, что происходит с ними, вокруг них. Даже ад для них умещается в короткое описание.
- Да нормально. Только холодно и курить хочется, – говорят солдатики, преследующие из небытия ненадолго задержавшегося на земле товарища.
Легкий цинизм, чтобы не было больно – вот стиль, в котором снял свою новую картину Александр Велединский.