НА ГРАНИ ЖИЗНИ И СМЕРТИ
Одним из заметных отечественных фильмов российского кинопроката осеннего сезона стала лента "Живой" режиссера Александра Велединского, малознакомого массовому зрителю, отметившегося до этого лишь одной полнометражной картиной "Русское".
В основе сюжета лежит история обыкновенного российского солдата, выжившего в ходе спецоперации в Чечне, но заплатившего за это слишком высокую цену - лишившись нижней конечности и двух боевых товарищей спасших его ценой собственных жизней. В веренице странных событий главный герой по-новому оценивает своё прежнее существование.
Фильм представляет нетривиальный взгляд на чеченскую войну и её последствия, которые явились для персонажа Андрея Чадова нелёгким испытанием, терзаемый чувством вины он не встречает понимания со стороны общества, родных, близких и чиновников ответственных за его дальнейшую судьбу.
Согласимся с мнением режиссёра о том, что этот фильм будет неинтересен категории зрителей привыкших хрустеть попкорном, запивая его пивом, и тиская девушек на последнем ряду. Картина изначально не была рассчитана на сбор больших средств от её проката и, в общем-то, понятно почему. Такой арт-хаусный сюжет способен увлечь далеко не каждого, и не смотря на присутствие юмора, скорее грустного, чем смешного, от фильма веет некоторым холодком, а действия, разворачивающиеся на фоне неприкрытых реалий жизни глубинки и большого города, проще говоря - серости и пьянства, добавляют ощущение мрачности.
Фильм "Живой" как бы продолжает тему героя-одиночки из самых низов социального строя, начатую Алексеем Балабановым в фильме "Брат". Главное действующее лицо - тот самый солдатик по имени Кир, мечется по жизни в поисках своего места, и оказывается один на один с жестокой реальностью. В поисках правды герой совершает роковые ошибки, за которые он расплачивается по ходу пьесы. Он попадает в неопределённое состояние, где-то между жизнью и смертью и сам того не понимая, мечется между двумя реальностями. Осознать происходящее ему помогают два убитых товарища-призрака и церковный служитель; по очереди они указывают Киру путь к покаянию и обретению покоя.
Актёрский состав подобрался достойный для подобного проекта: особенно братья Чадовы на передних ролях. Андрей, весьма вразумительно исполнил главную роль, сыграв инвалида Кира, а Алексей уступил родственнику "первую скрипку" и появился на экране в необычном для себя облике священнослужителя. Наши девушки: Виктория Смирнова и Ольга Арнтгольц смотрятся светлым пятном на фоне апокалипсического реализма окружающего персонажей мира.
Фильм имеет ещё одну отличительную от других черту – герои к месту и не к месту обильно ругаются матом, прокатчики решили не прикрывать нецензурную брань привычным пиканьем, поэтому, однозначно, детям просмотр категорически не рекомендуется. Любители песен под гитару будут с удовольствием слушать саундтрек – композиции на околовоенную тематику: "Кино", "Сплин" и прочее тому подобное.
Снимать такое кино в наше время немодно и непопулярно, но раз кто то занимается подобными вещами, значит найдётся и зритель, в данном случае, не самого малого числа. В живом снова поднята актуальная, болезненная для многих тема, которую ещё не скоро оставят в покое дотошные сценаристы. Поствоенный синдром показан в фильме "Живой" как под мощным микроскопом, это свежий, самобытный ход авторов из категории "кто хочет – тот поймёт" выделяет ленту из общего ряда современных картин. Семейный дуэт Чадовых, находящихся сейчас на взлёте карьеры, тоже способен привлечь свою аудиторию.