Он возвращается из Чечни: без ноги, но живой. Солдат-контрактник Кир воевал, чтобы заработать денег на свадьбу. И теперь он идет домой, где ждут друзья и невеста. Голосует на дороге… Свист тормозов и знакомый до боли крик: "П-А-Ц-А-Н-Ы"! А потом появляются и сами "пацаны" - те, что погибли на войне, спасая Кира.


ЖИВОЙ

Рейтинг фильма А. Велединского "Живой" (автор сценария И. Порублев) – 4. В нем есть главный герой, показано восприятие героев, их образы достоверны, идея фильма сильная. Главный герой – Сергей. Он отслужил срочную службу в армии и остался по контракту. Демобилизован по инвалидности. Ужас военных действий не отпускает его в мирной жизни. Не успев переключиться на нормальные условия существования, он погибает под колесами автомобиля.

Антагониста в фильме нет. Проблема Сергея в том, что он живет прошлым. Погибшие товарищи не отпускают его, и в результате он находится и в жизни, и в смерти одновременно.

Сюжет не развивается вокруг загадки, а представляет собой изложение короткого отрезка жизни героя.

Сюжет развивается в основном посредством действий. Отрицательную роль играют сцены в госпитале вперемежку с картинами боевых действий в начале фильма, которые можно было бы убрать, не исказив при этом смысл повествования. Слишком долго прогревается рассказ, прежде чем начаться. Смысловая нагрузка ложится на те сцены, которые показывают, что Сергей находится одновременно в живом и мертвом мирах. Разговоры с двумя убитыми товарищами на первый взгляд незначительны, однако именно они развивают сюжет, поскольку показывают, что для Сергея мертвые друзья более реальны, чем живые люди. Диалоги со священником также значимы – они обозначают попытку героя найти свое место среди живых. Однако сцен, где слова важнее, чем действия, в фильме недостаточно.

Восприятие героев показано – глубина кадра позволяет увидеть их изнутри.

В госпитале Сергей еще не успел понять, что с ним случилось, и не знает, как воспринимать себя в роли инвалида. Когда он впервые пробует протез, основное его желание – вести себя так, как будто с ним ничего особенного не произошло. Он не хочет опускаться на колени перед необходимостью быть калекой, и принимает решение, что будет жить как раньше.

Когда он ведет переговоры с майором и тот зажуливает у него десять тысяч, он спокойно к этому относится, считая, что видел вещи намного страшнее. Бездушие собеседника – это не то, из-за чего нужно переживать. Хотя после Чечни у него появилось обостренное видение того, что люди делятся на родных и чужих. В число родных он приписывает вдову Морозова. Сидя под окнами ее дома, чувствует себя так, как будто он – ее умерший муж. Он не ощущает себя как личность, ему кажется, что его душа осталась в погибших товарищах. Когда он вновь встречается с майором, тот бросает ему в лицо несправедливые обвинения в алчности. Сергей не осознает ясно, что совершает убийство – негативные эмоции владеют им в этот момент. Он – солдат, который должен убивать врагов. Не чувствует себя виноватым. Он еще не переключился на мирную жизнь.

Когда перед ним появляются двое погибших товарищей, он глазам своим не верит – неужели все так хорошо складывается. Он счастлив, тепло проникает в его сердце. Он болел от внутренней пустоты, и теперь ему все равно, реальные Игорь и Никич, ведущие себя как живые, или нет. В разговоре с пьяным мужчиной главное для Сергея – определить, что есть реальность. Может быть, все четверо мертвы? Ему так и не удается получить полный ответ на этот вопрос, и он останавливается на главном: рядом с умершими друзьями он ощущает полноту жизни, а без них ему плохо. Они становятся для него более реальными, чем живые люди.

Большой проблемой для него является то, что он не знает, как адаптироваться к мирной жизни, в которой все для него чужие. Мать не является исключением. Ему кажется, что она жительница другой планеты. Он не может возбудить в себе прежние ощущения родного дома. Понимает, что живет в узком промежутке между миром мертвых и миром живых, разницу между которыми он не может четко определить. Очень жалеет, что может потреблять пищу, алкоголь, курить, а Игорь и Никич не могут.

Когда он видит Таню, в нем просыпается надежда, что эта девушка вытянет его в мир живых. Она возбуждает в нем чувства, и ему хочется взаимности. Однако он скоро обнаруживает, что за время его отсутствия многое изменилось. У нее появились сомнительные друзья, и все это нечисто. Он понимает, что она – враг, потому что лжет ему. Она автоматически переводится в категорию чужих. Когда Таня заговаривает о протезе, он недоумевает: к чему все это? Он уже забыл о своей инвалидности. Он уходит от девушки.

Дома не может найти себе места – не может обитать в когда-то привычных условиях. Он не понимает мать, когда она говорит о чем-то, и осознает, что она, в свою очередь, не воспринимает его настроения. Она давит на его больное место вместо того, чтобы успокоить.

Он решает уехать в Москву, потому что не может больше оставаться рядом с ней. В поезде происходит конфликт с Игорем и Никичем, и Сергей в отчаянии: ему не удается найти равновесие не только в мире живых, но и в мире мертвых. Рядом со Слоном он чувствует умиротворение. Хочет приобщить друга к общению с Игорем и Никичем, чтобы совместить две свои реальности. Ему необходимо, чтобы Слон увидел их так же хорошо, как и он, в противном случае его психика не выдержит этого раздвоения. Однако обнаруживает, что Слону не до него – он попросту выпроводил боевого друга из дома. И Сергей принимает решение окончательно умереть. Ведь он и так мертвый, надо только зафиксировать этот факт.

Когда к нему с вопросом обращается человек в рясе, Сергей чувствует себя так, будто его выдернули в мир живых. У него появляется надежда установить отношения с живым человеком, тем более что ему нравится новый знакомый, готов записать его в категорию родных. Ему становится тепло на душе рядом с ним. Он наконец-то почувствовал себя живым. Однако замечает, что новый друг закрыт от него. Хочет вытянуть живого человека из-под маски попа, поэтому говорит с ним дерзко. Но священник не хочет раскрываться, и у Сергея исчезает желание общаться. Думает, что ошибся, приняв мелкого человека за родного. Когда он неожиданным образом находит могилы погибших товарищей, ему становится страшно, потому что получается, что мертвые сами на себя вывели. Думает, что начинает сходить с ума. Он призывает их к себе и очень хочет, чтобы они появились рядом, анализируя, что это его сумасшествие. Присутствие священника заставляет его сдерживаться, иначе он совсем бы не контролировал себя на их могилах. Он не хочет расставаться с погибшими друзьями, хочет быть вместе с ними. Когда происходит стычка со священником, Сергей желает, чтобы тот его убил. Он не понимает, зачем ему жить.

Каково восприятие отца Сергия? Когда он видит Сергея, сидящего в одиночестве на ступенях, внезапно чувствует, что ему необходимо что-то сделать. Интуиция говорит ему, что надо подойти к этому парню, поддержать. Пытается настроиться на его волну, понять, что с ним происходит, помочь ему энергетикой. Когда они едут в Стругино, он чувствует, что Сергей колет его, и защищается строгостью. Сердится на спутника. Не понимает, куда позвала его интуиция, зачем ему надо быть рядом с этим парнем. У него возникают мысли о том, что зря он выбрал путь священника, потому что ряса делает его неестественным. Думает: "Я скорее изображаю священника, чем являюсь им". Сергей уходит от него в обиде, и он, глядя вслед, недоумевает: почему интуиция потянула его за этим человеком? И тут же смиряется: если он ушел, значит, так надо. Находит в машине оставленный Сергеем листок, на котором изображен план, и спешит за ним. Думает: "Теперь-то я тебя не отпущу". Сейчас ему очевидно, что в душе Сергея огромная боль, которую он не замечал раньше. Облегчить тяжелую ношу этого парня доставит ему удовольствие.

Его душа лечится, когда он помогает кому-нибудь. На кладбище Сергей ведет себя непонятно. Отцу Сергию становится страшно от его крика по усопшим, ему кажется, что что-то нечеловеческое звучит в этом крике. Ему очень жалко Сергея, ведь он переживает глубокое горе. Парень был на войне. Он один сейчас остался и нуждается в духовной поддержке. Берет на себя боль Сергея. Как велико человеческое горе! Очень хочет растопить его своими молитвами. Думает: "Кто же выдержит, когда столько молодых ребят погибло на твоих глазах". Он вступает в схватку с Сергеем, чтобы заставить его взять себя в руки, быть активным. Сергей должен почувствовать свою силу, он должен понять, что жизнь продолжается. Сергей уходит, а он остается на могилах, чтобы читать заупокойные молитвы. Ему жалко погибших ребят. Он обращается к Богу с просьбой о добре, о милости для Сергея, о том, чтобы жизнь людей не была такой страшной.

Идея фильма сильная. Она звучит как отрицание способа преодоления критической ситуации, избранного главным героем: "Если ты пережил несчастье потери близких, не останавливайся на горе. Не останавливайся на смерти, не позволяй ей втягивать тебя. Собери всю свою волю, чтобы жить и искать новых радостей".

Мировое кино

Сони ериксон икс перия водонепроницаемый смартфон. | ремонт холодильников Москва
Alivefilm.ru © 2008